Фигурное катание

Взрывоопасная среда: Угожаев одержал первую победу в карьере, но не затмил вжившегося в образ Онегина Гуменника

Николай Угожаев одержал первую крупную победу в карьере, выиграв соревнования одиночников на этапе Гран-при России в Красноярске. 18-летний фигурист набрал в сумме более 292 баллов и опередил прекрасно вжившегося в образ Онегина Петра Гуменника и чисто откатавшегося Даниила Самсонова. Тем временем Анна Фролова второй раз за две недели не оставила шансов конкуренткам, Елизавета Худайбердиева и Егор Базин первенствовали в танцах с куда более солидным запасом, нежели накануне, а Анастасия Мишина и Александр Галлямов без особого труда продлили свою серию триумфов.

Взрывоопасная среда: Угожаев одержал первую победу в карьере, но не затмил вжившегося в образ Онегина Гуменника

  • Николай Угожаев
  • РИА Новости
  • © Александр Вильф

Когда четыре финала проходят друг за другом в один день, по горячим следам не всегда удаётся вспомнить, что же было наиболее ярким, оставило самое сильное впечатление. Красноярский этап российской серии Гран-при по фигурному катанию прошёл по иному сценарию: танцы, женское одиночное катание и турнир спортивных пар как бы обрамляли главное — состязания парней в сильнейшей разминке.

Один другого лучше — это как раз о мужской шестёрке. До начала произвольной программы было немыслимо даже представить, что Макар Игнатов зайдёт на четыре квада и справится с ними, что Даниил Самсонов и Андрей Мозалёв почти дотянут оценкой за технику до сотни баллов, а Петру Гуменнику при выдающемся прокате срежут с результата при пересмотре прыжков порядка 17 баллов за недокруты, он останется в произвольной программе третьим, а по сумме двух программ проиграет дебютанту сезона Николаю Угожаеву почти 10 баллов.

Перебить столь мощный эмоциональный шторм, которому подверглись в этом финале трибуны, не смогли ни танцы с уверенной победой Елизаветы Худайбердиевой — Егором Базиным, ни одиночницы, где все силы Софьи Муравьёвой ушли на то, чтобы бороться с последствиями простуды, нежели с Анной Фроловой, записавшей на свой счёт уже второй триумф на этапах Гран-при.

В парном катании интриги не предполагалось изначально: чемпионы мира — 2021 Анастасия Мишина и Александр Галлямов приехали на турнир единственными фаворитами, Анастасия Мухортова и Дмитрий Евгеньев — столь же уверенной второй парой: по итогам короткой программы их отделили от лидеров почти пять баллов и на десять отстали ближайшие преследователи — прекрасно обученные, но не слишком опытные Алиса Блинникова — Алексей Карпов. В произвольном прокате Настя с Дмитрием сорвали поддержку, но даже отсутствие одного элемента никак не повлияло на их позицию на пьедестале.

У мужчин же хватило как драм, так и непредсказуемости.

Угожаев провалил свой первый этап Гран-при в Магнитогорске, и это дало повод задуматься: а так ли уж хорош этот парень, чуть ранее сотворивший сенсацию на Мемориале Панина-Коломенкина в Питере? Одиночников, способных великолепно справляться с четверными прыжками и не способных — с собственными нервами, история мужского фигурного катания насчитывает куда больше, чем великих чемпионов.

Старт в Красноярске стал для Николая очень серьёзным экзаменом в этом плане: кататься последним в сильнейшей разминке, когда мышцы уже начинают остывать, кататься после нескольких подряд великолепных выступлений соперников, включая Петра Гуменника с его невероятно органичной вариацией «Евгения Онегина», реально тяжелейшее испытание.

Не сказать, что подопечный Дмитрия Хромина справился с этим играючи, но он именно справился, контролируя каждое приземление. Уступив Гуменнику чуть более пяти баллов во второй оценке, Угожаев обошёл его в технической аж на 11,41.

«Очень доволен, показал почти свой максимум, всё сделал на уровне. Главный итог: не только на тренировках могу катать хорошо, но и на стартах», — прокомментировал свой прокат чемпион, заметив, что не до конца ещё осознал масштаб достижения.

  • Пётр Гуменник
  • РИА Новости
  • © Илья Наймушин

Что до Петра, то образ Онегина сел на него едва ли не лучше, чем прошлогодний Дориан Грей. Циничный красавец, окутанный флёром лёгкой усталости от светской жизни, неотразимый для женщин и отлично это осознающий. Странно прозвучит, но даже многочисленные недокруты, не всегда заметные с трибун, но очевидные для арбитров, очень органично легли в тот же самый образ молодого повесы. Типа — всё умею, но стоит ли напрягаться сверх меры, когда я так хорош?

В начале сезона приходилось слышать, что совпадение постановок Гуменника и Алиева наверняка пойдёт в минус обоим фигуристам. Но турнир в Красноярске показал: опасения были напрасны. Герой Дмитрия вышел совсем другим: многое пережившим, успевшим познать, как стремительно утекает жизнь и как мало остаётся времени, чтобы успеть что-то в этой жизни исправить.

Чем-то этот прокат был сильно похож на карьеру самого фигуриста. В число фаворитов сезона Алиев пока не входит в связи с тем, что непрерывно, не прекращая тренировок, пытается залечить довольно серьёзную травму колена, и недостаток формы оборачивается ошибками.

Любого другого подобное количество ошибок могло бы сделать в литературном образе карикатурным, но не Дмитрия. Несмотря на бабочку вместо четверного тулупа и порядком смазанную концовку, фигурист ни на секунду не выпал из своего понимания онегинского бытия.

Образы в одиночном катании — это всегда палка о двух концах. На этот счёт ещё три-четыре десятилетия назад существовал целый ряд неписанных правил: не кататься в белом трико, потому что падение способно оставить на костюме грязный след, не выбирать классические постановки, если не уверен в том, что справишься с прыжками.

Одна из наиболее ярких иллюстраций случилась на Играх в Лиллехаммере: уже ставшая чемпионкой Оксана Баюл вышла катать в показательных «Умирающего лебедя» Сен-Санса, приземлилась с первого же тройного прыжка на пятую точку, и лебедь «умер» задолго до конца программы.

После того как канадец Элвис Стойко в Бирмингеме стал в 1995-м второй раз чемпионом мира с программой «Христофор Колумб», в мужском одиночном катании начался бум всевозможных образов. Но, на беду, он совпал с периодом начала освоения парнями четверных прыжков. Иначе говоря, падений хватало у всех. Поэтому на льду большинство мужских выступлений превратилось в паноптикум. В точности по известному выражению Игоря Моисеева, заметившего много лет назад, что в искусстве от образа до образины порой бывает всего один шаг.

Четверные прыжки в мужских программах давно уже стабилизировались, но серьёзная драматургия постановки всегда накладывает на спортсмена дополнительную ответственность. Зато когда человек с этим грузом справляется, как это сделал в Красноярске тот же Гуменник, впечатление от проката остаётся намного более сильным.

Но главной палочкой-выручалочкой по-прежнему остаётся чистый прокат. Наиболее ярким примером в том же самом финале стал Даниил Самсонов. При трёх не самых сложных четверных (тулупе и сальхове) фигурист едва ли не впервые в официальных соревнованиях избежал ошибок и выиграл произвольную у Гуменника. Качество проката сильно примирило атлета с образом Зорро, хотя абсолютно очевидно: любая серьёзная ошибка не оставит от этого образа камня на камне.

Но теперь даже страшно подумать: зрелище какого накала ждёт всех нас на чемпионате России в Омске? Столь взрывоопасной среды на мужском льду не было на моей памяти никогда.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»